artdemidow@narod.ru

 

 



Ольга Коваленко
член Союза художников СССР,
член AICA,
кандидат искусствоведения

Каждый по-своему, ищут Гармонию Андрей Задорин, Наталья Залозная, Владимир Дорошкевич, Александр Демидов, Сергей Римашевский. Образ метафизического и утопического царства равновесия, упорядоченности и гармонии стремится создать в своих живописных полотнах Дорошкевич. Сквозь все творчество Задорина проходит тема "волшебного свата". Тихо, но торжественно струится он в картинах художника. Его золотистое сияние, неизменно окутывающее погруженные в молчание персонажи, создает особое духовное пространство. Оно основано на амбивалентности значений и ощущений, на преодолении несовместимости противоположных начал - вмещает в себя и печаль и радость, завораживает всепоглощающей меланхолией и в то же время манит ожиданием счастья.

В творчестве Александра Демидова поиск гармонии реализуется в его диалоге с традицией. Источником вдохновения для художника во многом становится русское искусство конца XIX - начала XX века* а точнее - наследие художников Петербургского объединения "Мир искусства" и близких их кругу поэтов. В рафинированных цвето-графических структурах своих полотен Демидов стремится воспроизвести мелодику стиха "Серебряного века" русской культуры, ностальгически медитирует в окружении Бледных лиц, увядших цветов, тихих предметов. Но его связь с традицией проявляется не только в приверженности к определенной тематике и в очевидном использовании некоторых формальных приемов. Она существует на уровне более глубинном на уровне мироощущения, жизнечуствования в целом. Прежде всего важна и значительна для Демидова традиция высокой духовности и пристального внимания к волнениям человеческого сердца. Картины художника населены наивно-трогательными, даже сентиментальными персонажами. Они живут своей особой, отстраненной от реальной действительности "кукольной" жизнью. Но вдруг в этом маленьком театрике нестрашных, но странных сказок, словно в минуту внезапного озарения (будто вспыхнула прсображающе-холодным светом молния), мы узнаем театр собственной жизни.

В контексте искусства XX века, одержимого страстью шокирующего эксперимента, белорусские художники, скорее всего, будут причислены к традиционалистам. И с этим трудно спорить. Живопись устойчиво занимает главенствующее положение в системе визуальных искусств, которые развиваются сегодня в Беларуси. Классическая картинная форма по-прежнему остается для многих художников актуальным средством эстетической и философской рефлексии, а характерная для большинства авторов фигуративность (в данном случае можно говорить и о других видах искусства: графике, скульптуре) носит программный характер.